Кратенькое предисловие. Многие из тех, кто читает мои рецензии на BCwz и ещё одном портале, знают, что контора Possession productions, релизы которой я порой обозреваю, является также местом моей работы. Некоторые могут злопыхать, что, мол, "F!$her пиарит своё говно". Думайте что хотите, но я горжусь тем, что мы издали новые работы Smiercieslau, и каждое слово в этой рецензии - чистая правда. А почему горжусь - читайте ниже.
Но сначала небольшой экскурс в историю. Беларусская группа с забавным для русского уха названием Smiercieslau (по-русски читается как "Смертеслав", то бишь восславляющий смерть) была образована в конце 90-х, наверное, самой идейной Black Metal-ячейкой богатого на музыкальные таланты Гомеля. Первым и, до недавнего времени, единственным релизом шайки была демка "Biessmjarotny Czorny Mietal", состоящая всего из четырёх треков. Демка сначала была выпущена на кассетах, а потом переиздана на split-CD с могилёвской группой Aphoom Zhah.... И этот сплит взорвал андеграунд! Причём именно стороной Smiercieslau, хотя музыка могилевчан тоже была очень сильной. Несчастные 20 минут нарочито олдскульного black/thrash Metal в духе дебютника венгров Tormentor, записанного с аутентичным подвальным звуком 80-х, наделали шороху даже не столько в странах СНГ, сколько в Южной Америке. Тамошние лейблы дважды переиздали сплит солидными для подобной музыки тиражами, что было невероятным успехом. На то время гомельчане уже имели в кармане дюжину новых треков и готовились атаковать мир полноценным альбомом... но многочисленные проблемы в личных отношениях и прочих аспектах жизни дали о себе знать, как всегда, не вовремя. Smiercieslau ушёл на дно.
С какими трудностями Smiercieslau продвигался к записи новой музыки - долгая история. Важнее то, что к концу 2012-го всё было готово. Костяк группы, барабанщик Darkut (Oyhra, Thelema, Zmrok) и гитарист\вокалист Radzim (те же Oyhra и Zmrok), предложил на издание сразу две работы. Первая - восьмитрековый полноформатный альбом "Cjomny Pryli Razburennja" ("Тёмный прилив разрушения"), второй - четырёхтрековый миник "Ciemrazo" ("Зов тьмы"). В последних числах марта этого года обе работы были выпущены на одном диске. Smiercieslau вернулся после 10-летнего отсутствия.
А теперь расскажу, почему читателей BCwz вообще должен интересовать этот залп чернушного беларусского андерграунда. Начну по порядку. Дело в том, что "Cjomny Pryli Razburennja" - это альбомище с ОГРОМНЫМИ яйцами. Тяжеленный, злой, быстрый и суровый, как бульдозер с ракетным двигателем. Это black metal по духу и лирике, а по звучанию - death/thrash metal высшего сорта. Ключевое слово - напор. Гитарам на альбоме уделено особое внимание. Их много, они безостановочно рычат со всех сторон, наваливаясь на вас своим тяжёлым звуком и перемалывая кости в порошок. Порой можно одновременно услышать 4-5 партий. Ощущение потрясающее. Даже на медленных отрезках скучать не приходится. Пустых пространств в звуковом течении нет вообще. Гитарные партии сами по себе не очень сложны, но в то же время сильно отличаются от привычных олдскульных трэшевых клише. В них очень много мрака и отчаяния, совсем нет мелодичного угара. Под музыку Smiercieslau нельзя выдать развесёлое "йяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяааааааа!!!", она слишком зла. Radzim сам прекрасно это понимает, потому его вокал представляет собой хриплые неразборчивые выкрики, метко охарактеризованные моим партнёром по лейблу как "Собака вылезла из будки". Действительно, на первой демке Radzim выдавал что-то совсем нечеловеческое и очень глухое, ну а на новых работах появились ярость и отрывистость, как у озлобленного пса.
Всё это выделяет Smiercieslau на фоне бесчисленного множества олдскульных банд, играющих одно и то же. У группы есть своё лицо, что в жанре старорежимного black/thrash/death metal встречается невероятно редко. Не забуду также похвалить великолепную игру Darkut'а, одного из лучших барабанщиков Беларуси. Мало кто способен играть ритмичные восьмидесятнические партии в таком быстром темпе. Звук его инструмента прописан превосходно, он на 100% живой. Слабых треков на "Cjomny Pryli Razburennja" не нашлось. Везде есть своя фишка и обязательные сверхскоростные запилы. Очень здорово слушать, как композиция, начавшаяся с неспешных жужуканий, постепенно набирает обороты и к середине разгоняется до бешеного шторма, срывающего крышу. Мои личные фавориты - "Вечнае Гора, Блэк Метал ды Боль", "Цёмны Прылiў Разбурэння", "Ода Узмроччу i Бяссвеццю".
Миник "Ciemrazo" содержит материал немного другого толка. Он более типичен для чернушного олдскула, полегче звуком и попроще в композиционном плане. Первый трек, медленный и медитативный, можно рассматривать как длинное интро с текстом, а вот три оставшихся дают жару. "Смерцеслаў" - своеобразный трибьют древней композиции Bathory "Die In Fire". Здешняя "тёплая" партия баса настолько хороша, что прокручивать трек снова и снова хочется только ради неё. Оставшиеся два трека выполнены в схожем стиле, в них даже присутствует какая-то позитивная энергетика, хотя они всё равно крайне агрессивны. Если бы не довольно чистое звучание, "Ciemrazo" идеально смотрелся бы среди знаковых альбомов подобного стиля конца 80-х. И ни в чём бы им не уступал.
Выпущен релиз в стандартном джевеле с 16-страничным буклетом, содержащем всю лирику (в этот раз написанную кириллицей, дабы желающим разобраться в ней русскоязычным слушателям было проще), массу раритетных фотографий и отличный артворк за авторством Vajug'а из Aphoom Zhah. Убедительно рекомендую всем, кто ценит убойный трэшевый олдскул, не пропускать. Лично я до выхода заслушал присланную нам промку не менее 20 раз и очень горд, что мы издали эту музыку. Ничего подобного в Беларуси никогда не было, да и в странах-соседях, честно сказать, тоже не припомню.
Поскольку релиз состоялся недавно, в Сеть альбом ещё не слили. Ознакомиться с одним из треков можно на bandcamp: http://possessionproductions.bandcamp.com/track/cjomny-pryliu-razburennja
Обсуждение
массивно!!!
Ничего выдающегося и просто интересного я не услышал. Действительно, куча гитар, мусолящих ранний Слэйер - ну и что тут такого замечательного? Сонграйтинг оставляет желать много большего, так что я лучше, ежели меня обурит желание послушать что то подобное, достану с полки Шоу Ноу Мерси, например - там хоть аранжировочки куда сочнее.
И в чём прикол петь на белорусском, а названия писать калькой на латинице? Какая то у меня борьба озадаченности с озабоченностью предстаёт в мыслях - как бы нам отличиться и тут, и там? Хотя, в принципе, всё равно, шиш что понятно, акромя припева, так что, продвижение умирающего языка в данном случае не состоится, что то мне так кажется.
Короче, случись они такие в 1983 году - сейчас были бы диким культом с бороденью, а так - просто эпизод, на который я потратил 10 минут свободного времени. (и да, великому барабанщику надо бы следить за ровностью своего великого барабаненья)