Очередной долгожданный реюнион, очередной долгожданный альбом. Но на этот раз подарок оказался на редкость неожиданным. Признанные монстры techno death metal Atheist после 17 лет затяжного ожидания и выстрелили своим четвёртым шедевром «Jupiter». Альбом мне понравился сразу, обезоружив своим приятным и непривычно открытым звуком. И, хотя я фан олдскульного death metal с его специфическим приглушённым звучанием, в данном случае никаких претензий и сожалений предъявлять и проявлять не стану. Скажу даже больше, Atheist вполне логично продвинулись по курсу, проложенному ими в далёком 1993 году. Уже на «Elements» был слышен этот прихрустывающий высокочастотный аромат. Бас трещит и лопается не хуже, чем на «Unquestionable Presence», вполне отчётливо резонируя, полируя и подчёркивая сложные, намеренно нигилистично-математичные гармонии, разнообразные в полиритме, но цепкие в акцентировке. Гитары записаны весьма громко, чётко, в меру жирно. Вообще работа гитаристов на «Jupiter» не вызывает никаких нареканий, как, впрочем, и творческий вклад драммера, чего не скажешь о вокале. Признаюсь честно, меня манера пения Келли Шафера всегда заставляла содрогаться, аккуратно вслушиваться, но вместе с тем поражало, как он притягивает слушателя своей первородной агрессией, неистовым и уникальным тембром интеллигентного бунтаря. На это раз голос звучит более блёкло, ну или менее ярко и выразительно. Я бы с лёгкостью мог списать сие явление на естественную усталость связок вследствие перенапряжения за долгие годы эксплуатации, но не стану этого делать, зная, что Келли проводил досуг отнюдь не в death-metal-karaoke барах.
Жанровая составляющая альбома стала более широкая - проговая, но без модерновных, псевдо-прогрессивных зацикленно-подвешенных фишек. Музыка стала более контрастная и гармонически стабильная. Появились песни, которые можно не просто прокручивать в голове, но ещё и напевать - «Live And Live Again», «When The Beast». Я не считаю сей факт предательством по отношению к стилю, либо творческим коллаборационизмом, ведь на этом же фоне фонтаном экспрессии и зрелого технического мастерства прекрасно чередуются замечательнейшие, я бы даже сказал потенциально хитовые в метал-среде композиции «Second Тo Sun» и «Faux King Christ» (мой фаворит альбома). Остальные вещи, на мой взгляд, хотя и весьма интересны и не менее комплексны, не обладают той степенью индивидуальной креативности, проявленной в вышеописанных композициях. Из старого состава в записи альбома принимают участие незаменимый и харизматичный Kelly Shaefer (vocals, guitars), успевший засветиться в таких "тёмных" сайд-пректах, как Neurotica, Unheard и Pyroclastic, и бритоголовый барабанный монстр Steve Flynn, записавший с Atheist два первых полноформатника, ставшие классикой жанра. Стив с 2005 года также трудится в Gnostic - techno death-thrash формация, подарившая миру довольно неплохой и интересный с технической стороны альбом в прошлом году. Из Gnostic пришли также Chris Baker и Jonathan Thompson - оба гитариста, но второй ещё и прописал на «Jupiter» и партии баса.
Кажется парадоксальным, но «свежая кровь» в лице музыкантов из Gnostic, в данном случае служит функцией не только оживления спящего монстра, но ещё и преображает все его скрытые, слабо проявленные доселе рудименты ценнейших элементов творческой силы - смелость в использовании новшеств на основе опыта, мастерства и чисто интуитивного подхода к решению сложных гармонических задач. Диск был записан на родине музыкантов в Атланте, шт. Джорджия в студии LedBelly. Инженером записи выступил Matt Washburn. Окончательно сведён материал на студии Audio Hammer, человеком по имени Jason Suecof, имеющим опыт работы с такими гигантами современного трэша, как Trivium, Chimaira и DevilDriver. Я полагаю, именно этот факт определил окончательную окраску звучания альбома - в меру хлесткий, достаточно плотный современный саунд. Дизайн пластинки подготовил небезызвестный Eliran Kantor, творец сюрреалистических, постапокалиптических, психоделических и просто абстрактных графических полотен, отличающихся уникальным в своём цветовом контрасте, как бы размытым исполнением. Зачастую его образы кажутся чересчур смелыми, а символизм слишком отдалённым.
Обсуждение