Свежие интервьюПоследние оценкиБлижайшие концертыAds |
Images Of Purgatory: ретроспектива оформления релизов Suffocation«Рассмеявшись, Сандру указал на фрагмент стены, который находился в нескольких ярдах от Зеффера - Давайте посмотрим, - предложил он, - вы сами убедитесь, что все здесь пропитано непристойностью. Должен вам сказать, что люди, которые разрисовывали эту комнату, очевидно, видели странные сны. Иначе трудно объяснить, откуда к ним пришли эти образы.» (с) Клайв Баркер, «Каньон холодных сердец» Обложка в метале, особенно в экстремальном - это полноценный жанр. Это целый пласт культуры, через который прослеживаются и идеологические свойства сферы, и попытки добавить музыке красок. По аналогии с непререкаемым постулатом маркетинга «упаковка - лицо товара», можно тоже самое сказать и про обложку музыкального диска. Удивительно на самом деле это явление - оформление музла. Казалось бы, самая ценность в звуке и композициях, но порой артворк релиза оказывается на порядок интереснее музыкального содержания оного. Пестрота кавер-артов на сегодняшний день зашкаливает - музыка давно превратилась в товар с прицелом на самые разные аудитории, и оформление призвано удовлетворить самый важный аспект для любого стоящего на полке продукта - привлечение внимания покупателя. Создание «eye-catching» образа - сложная, но серьёзная задача. Но ведь брутальная музыка - она, по сути, не для общественных магазинов. И тем не менее, именно в этом секторе можно наблюдать самую продвинутую и сложную работу над визуальным элементом релиза. Направленный изначально на дерзкий эпатаж и вызов шока у загнившей в христианской и прочей морали публики, брутальный кавер-арт со временем превратился в нечто большее, чем просто пугало для набожных мамочек неформальной молодёжи. На смену классикам лучезарной и порой пресной рок-оформухи пришло поколение мастеров, несущих в своем творчестве ад, мрак и погибель, и делающих это профессионально и со вкусом. Сигрейв, Зиг, Бенскоттер, Маршалл, Херманн, Риддик - имена этих художников, давно уже ставших классиками своего дела, известны если и не каждому, то уж точно любому, кто давно пустил тьму брутальной музыки в свою душу. Произошёл настоящий культурный сдвиг - от простых анти-христианских и фентезийных мотивов к сложным по структуре композиций мистическим пейзажам и вырвиглазным мясным сюжетам. Градус провокативности повысился, но само оформление перешло из статуса красивого фантика в нечто более монолитное и благородное, застолбив себе неоднозначное, но прочное место в изобразительном искусстве нашего времени. Но настоящими флагманами новой волны метал-артворка стали не художники, а использовавшие их работы группы. Именно в сочетании с бласфемерской сутью зубодробительной музыки арт начал обретать свою магию, наполнился мощным смыслом. Имели место самые разнообразные идеи: и любители распидорашенных кишок вроде Cannibal Corpse (и им подобных) с их бессменным любителем живой беснующейся мертвечины Винсентом Локом (Vincent Locke), и экстравагантные в своем выборе группы вроде Suffocation, делавшие упор на серьёзные тексты и отдававшие предпочтение запутанным метафорам вместо сюжетов из жизни очередного неказистого маньяка. Вот о наследии оформления вторых я и хотел бы поговорить. Эти когда-то совсем молодые парни из NY, а ныне знатные мужики, превратившиеся в именитых мастодонтов жанра, успели за свою музыкальную карьеру заполучить оформление от именитых, но очень разноплановых мастеров. Как мне кажется, все задействованные в визуальной стороне дисков Саффо имена также отражают и разные взгляды на суть оформления дета вообще, и, рассматривая их в канве творчества группы, можно получить неплохую ретроспективу не только на весь визуал альбомов Suffocation, но и примерно увидеть один из векторов развития жанра брутальной обложки. А началось всё с миника "Human Waste". Почти у каждого культовой группы можно найти такой диск, к созданию артворка которого приложил руку человек, совершенно не связанный со сферой и сделавший это чисто по случаю. Так вышло и с этим релизом. За создание рогатого монстрилы, который впоследствии станет одним из самых узнаваемых образов группы, отвечал человек по имени Рон Спенсер (Ron Spencer). Основным хлебом художника всегда являлось создание фентезийных иллюстраций для популярных карточных игр и вселенных - если вы знакомы с именами вроде Magic: The Gathering и Dungeons&Dragons, то тогда, скорее всего, встречали его работы. Для меня до сих пор остается загадкой, что именно связало Саффо и Спенсера, но то, что этот кавер стал одним из самых запоминающихся и узнаваемых в дискографии группы - это не поддается сомнениям. Прошло не так много времени, как тогда еще совсем молодые ребята нарастили мускулы и презентовали миру самое настоящее взрывное нечто, всколыхнувшее весь дэт-андерграунд - свой первый полноформат "Effigy Of The Forgotten". И впечатляющим тут оказалось не только музло, но и обложка, сделанная тогда еще набирающим обороты, а ныне признанным маэстро Дэном Сигрейвом (Dan Seagrave). Художник нарисовал потрясающую своей проработкой фантасмогорическую картину, в которой было всё - и фэнтези, и механика, и даже чуточка такого необходимого жанру членовредительства роду людскому. Как по мне, эта работа является одним из краеугольных камней, основой дальнейшего вектора группы в вопросе выбора сюжетов для их обложек. Именно этот кавер подчеркнул исключительность формации, её серьёзный настрой и обособленность от стереотипичности многих аспектов жанра. Лицом следующей плиты, получившей название "Breeding The Spawn", также стала картина авторства Сигрейва. Правда, работа выглядела несколько проще, хотя и была более выверенной по настроению и гамме. Что в ней важно, так это наличие хорошо заметного сдвига Дена к его нынешнему стилю изображения. Если первично он тяготел к очень запутанным картинам с технически-мистическим уклоном, то тут он начал переходить к его фирменному построению многослойных пространств с затейливой архитектурой. На самом деле, кавер "Breeding The Spawn" отнюдь не так прост, как может показаться на первый взгляд. Хитрость тут в том, что фронтальный элемент - колонна с восседающим на ней чудищем - сделан нарочито контрастным по отношению к заднему плану, и это сильно поглощает внимание. А ведь там простирается очень красивый и гармоничный пещерный пейзаж - создание объемных открытых пространств является коньком Сигрейва. Таким образом, хоть этот кавер и не цепляет так сильно, как обложка дебютника, он все же отнюдь не дурен и тоже является полноценным произведением искусства. Наступил 95-ый год и группа выдала на гора еще один признанный мастерпис - "Pierced From Within". В этот раз в качестве лица диска был использован арт авторства человека по имени Хиро Такахаши (Hiro Takahashi). Хотя сама обложка не является чем-то уникальным - вполне стандартный сюжет по меркам жанра и невыразительная цветовая гамма, с ней связано несколько интересных фактов. Во-первых, если верить имеющимся у меня данным, это была второй и последний кавер-арт Хиро в принципе. Во-вторых, нигде нельзя найти ссылки на то, что Такахаши был иллюстратором - везде он помечен как певец и композитор, создавший массу мелодий для японского телевидения, но не более того. И в третьих, что мне кажется наиболее интересным, так это то, что по части цвета, композиции и техники арт невероятно напоминает отдельные работы популярного брутального оформителя Тошихиро Егавы - все эти шипы, абстрактные формы грубой растительности, характерный кусок затянутого тучами неба, разве что трупы малость не вписываются в его стиль. Совпадение или же между мастерами есть какая-то связь - это для меня, по видимому, навсегда останется тайной, но я буду перебирать это в своей голове каждый раз, доставая диск. Далее в дискографии Suffocation следует небольшой, но полноценный и сильный миник под названием "Despise The Sun". Обложка этого релиза, как и предыдущего, буквально трактует название - на ней изображена чья-то побитая жизнью рука в обрывках бинтов, которой безымянный герой пытается тщетно прикрыться от палящих лучей безразличного к его страданиям солнца. Где-то в районе неба можно также различить не что похоже на очертания лица. Да, этот кавер можно считать худшим во всей дискографии группы, но руку к нему приложил Трэвис Смит (Travis Smith) - очень востребованный сегодня мастер, который, однако, если судить по его послужному (достаточно внушительному) списку, в те времена еще только вступил на тропинку профессионального оформления релизов. В принципе, музыкальное содержание релиза столь сильно, что на его неказистую обложку можно закрыть глаза, хотя и не упомянуть её в данном разговоре было бы кощунством. Что потом произошло - известно всем, а кому не известно, то знайте - группа ушла на бессрочный, но не бесконечный отдых. В 2003-ем году Саффо воссоединились, а в 2004-ом ознаменовали свое полномасштабное возвращение выпуском нового цельного альбома. Как бы подчеркивая свой солидный статус и желание оставаться преданными старым идеям, группа заказывает кавер у старого доброго Дена Сигрейва. Раскачавший свои скиллы к тому времени, маэстро выдал, вероятно, одну из самых лучших обложек за всю историю группы. Названный "Souls To Deny", альбом был украшен торжественно мрачной картиной, изображающей процессию безвольных душ, проходящую под присмотром беспощадных демонов. И хотя на словах это звучит банально, на деле же арт выглядел чертовски масштабно и вкусно. Правильно подобранная гамма, фирменные сложные формы, метафоричность происходящего - всё это свидетельствует о продукте наивысшего класса, созданием коего Сигрейв сегодня и знаменит. Потом выйдет еще лайв-альбом, записанный в Квебеке, который будет украшен также частью этого арта. Пройдёт пара лет, и группа, снова раскрутившая свою машину после вынужденного отдыха, запишет еще один релиз, получивший в качестве названия собственно вывеску коллектива. К сожалению, стоит отметить, что созданный для него кавер окажется таким же банальным. Руку к нему приложит еще один легендарный оформитель из недр брутального андерграунда - Джон Форлоу (Jon Furlough), куда больше известный под своим резким и звучным псевдонимом Зиг (Zig). Мастер, воистину, культовый среди любителей погонять исключительно жестокую музыку. И не раз отличался, создавая культовые работы, да и стиль его хорошо узнаваем. Но в этот раз что-то пошло не так - то ли у группы были проблемы с финансированием, то ли концепция слишком банальна, но на выходе релиз был украшен крайне скучным и пустым полотном, напоминающим со стороны сплошную серую массу с логотипчиком банды сверху в центре. Если же вглядеться в обложку, то помимо проступающих по бокам рельефов, можно также узреть кое-что действительно интересное - внизу красуется усеянное трупами поле, а по нему скачут те самые хищные твари, одну из которых мы можем лицезреть на кавере "Human Waste" - такой вот реверанс в сторону прошлого группы. Еще одной отсылкой к прошлым временам является свернувшийся чудной зверёк на логотипе - он был одним из разнообразных элементов обложки "Effigy Of The Forgotten". На мой взгляд, эти два элемента спасают арт - без них он не был бы артом вообще, а просто однородным серым сплошняком. Еще через тройку годков Suffocation снова порадуют нас полноформатом. Вышедший в 9-ом году "Blood Oath" был снова оформлен Джоном Зигом, но теперь он отработал на все 100% - работа вышла на загляденье, интересной, сочной и не лишённой сюжета. Сыграв на очень вкусном контрасте черного и кроваво-красного цвета, Зиг нарисовал достаточно сложный арт. На фоне адских, буквально кровоточащих руин творится некий непостижимый человеческому уму ритуал, в котором принимают участие пятеро безликих апостолов. Каждый из них отрубил себе одну ладонь для того, чтобы скрепить свои мистические обязательства кровной клятвой. Жуткая, но одновременно завораживающая своей атмосферой картина, где творящееся безумие балансирует на грани с неподражаемой торжественностью. И вот, наконец-то, на дворе нынешний 2013-ый год. Год, который оказался невероятно плодородным по части вышедших релизов, и, в особенности, релизов брутальных. Не остались в стороне от этого праздника жизни (или, вернее, смерти) и Suffocation - после томительного ожидания счастливые слушатели заполучили новый релиз культовой банды. Как это обычно бывает сегодня, обложка альбома была засвечена задолго до его выхода, и успела вызвать массу говнометаний между поклонниками творчества Саффо. Действительно, созданный набирающим в последние года популярность фентезийным иллюстратором Рэймондом Суонландом (Raymond Swanland), этот кавер малость не соответствовал характерно мрачному настроению группы. Яркие цвета, фантастические образы прямиком откуда-то из талмудов про мироздание, прозрачные аллюзии на вопросы о добре и зле - всё это спровоцировало объяснимое негодование в рядах фанатов. Тут важно отметить следующий момент. Рэймонд - не новичок в своём деле, и к тому моменту уже успел ответить за оформление пары релизов других признанных мастеров изобретательного долбилова - Deeds Of Flesh, а также оформил один релиз технарей Psycroptic. Поэтому, доверив ему визуальную часть своего нового альбома, Саффо не шли на открытый риск. Однако же, сюжетно кавер вышел совсем не таким, как мы привыкли видеть. Как мне кажется, его беда именно в цветовой гамме - заложенная в него метафоричность свойственна обложкам Suffocation, но вот такая пестрая праздничность и чисто фентезийный настрой им, мягко говоря, не годятся. Вот я и подошёл к концу этого путешествия по истории оформления одной из самых величайших и влиятельных групп в жанре дэт-метала. Определенно, имея за своими плечами огромный пласт музыкального наследия, эта группа также явилась одной из самых интересных в плане визуального содержания своих записей. Даже самые банальные её обложки имеют своё лицо, а задействованные в создании большинства из них художники не менее велики в своей сфере, чем Suffocation в мире экстремальной музыки. |
Скоро в журналеОбсуждения |
Обсуждение
Собственно посыл статьи понятен, но смысл? Зачем? Статья в большей степени хвалебная, чем аналитическая. Можно было бы просто сделать, к примеру, ретроспективу по олдовым художникам без привязываний к конкретной группе. Все и так знают что Саффо очень круты.